|
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАШЕЙ ШКОЛЕ
|
«Профильное обучение. Как избежать однобокости».
|
/мое выступление на педагогическом совете/
Говоря о профильном образовании, нельзя не сказать о проблемах, встающих перед педагогическими коллективами, а так же перед учениками и их родителями. Исходя из проведенного анкетирования десятиклассников, видно, что проблемы есть и в нашей школе. В частности – несоответствие ответов ребят на поставленные перед ними вопросы, точнее – противоречие в ответах. Это говорит о том, что наши ученики не до конца понимают суть профильного обучения, либо о неискренности ответов. Вы только что прослушали, каковы были ответы и могли уже сделать соответствующие выводы. Я вернусь к этому опросу чуть позже, а сначала хочу зачитать выдержки из последнего номера журнала «Профильная школа». Статья Г.Ч. Тахтамышевой «Проблемы организации профильного обучения» (№ 6’2006, стр. 50-51).
Как видите, проблемы очень актуальны. Меня не удовлетворяет в этой статье следующее: нет ни одного предложения по решению этих вопросов. Я согласна с тем, что многие вопросы необходимо решать на правительственном уровне (или хотя бы на муниципальном), но ведь что-то можно решить и в школе.
И вот теперь я возвращаюсь к анкетам. В прошлом учебном году девятиклассникам было предложено выбрать один из двух профилей обучения, что они и сделали. И ответ на первый вопрос анкеты показал, что большинство выбрало бы тот же профиль и сегодня. Однако далее мы им предложили сделать выбор среди 10 профилей, определенных министерством образования. И картина оказалась совершенно иной, в чем вы могли убедиться. Как же решить эту проблему? Мне кажется, что нужно во время предварительных опросов предложить ребятам (речь о девятиклассниках) назвать предметы, которые они хотят изучать на профильном уровне, а уже затем формировать профиль обучения. Мы, конечно, не сможем удовлетворить полностью запросы всех учащихся, но, думаю, окажемся ближе к пожеланиям учащихся. Думаю, что если бы мы проделали эту работу в прошлом учебном году, то один из профилей у нас бы был не физико-математический (что подразумевает углубленное изучение этих предметов с несоответствующим контингентом), а скорее – естественно-математический: с профильным изучением физики, математики, информатики и дополнительно – химии и биологии. А такое обучение наша школа вполне может обеспечить.
Следующую проблему – с перегрузкой учащихся или наоборот с недополучением материала можно решить при помощи модульного обучения. Правда, не все учителя в полной мере владеют информацией о технологии модульного обучения, но это, по-моему, вообще не проблема. Можно на школьных МО рассмотреть вопросы модульного обучения по тому или иному предмету, разработать вспомогательные материалы и т.д. Кстати, так же на заседаниях МО следует тщательно изучить метод учебного проекта и начать внедрять его в учебный процесс, т.к. этот метод как нельзя лучше соответствует целям и задачам профильного обучения: учит детей учиться, добывать знания, а не просто прослушивать то, что излагает учитель. Ведь метод учебного проекта характеризуется как:
* Личностно ориентированный;
* Деятельностный;
* Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
* Построенный на принципах проблемного обучения;
* Развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
* Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
* Воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
* Здоровьесберегающий.
Т.е. практически все, что декларируется в концепции развития образования РФ.
Кстати, направляя ученика для самостоятельной работы с определенной темой и литературой, мы должны учесть еще такой нюанс, как работа библиотеки. Во-первых, отсылая ребят к первоисточникам, учитель должен точно знать, какая литература по данной теме имеется в школьной библиотеке; во-вторых, ученик должен иметь время на то, чтобы посидеть в библиотеке и поработать с отобранным материалом, а для этого нужно изменить режим работы библиотеки. На переменах просто не достаточно времени для такой работы. Большинство учителей и учащихся заканчивают работу или учебу около трех часов дня, значит, библиотека должна с 3 до 4 часов быть открыта, а она у нас закрывается в 15.00. Можно либо на час позже начинать рабочий день, либо сделать часовой обеденный перерыв. Но этот вопрос, по-моему, вполне решаем.
Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающегося знаниями, но и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования. В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.
Одним из главных и основных условий продуктивности профильного обучения как одного из приоритетных направлений модернизации системы общего образования в Российской Федерации является повышение профессиональной компетентности учителей.
Профильной школе нужны учителя с новым профессиональным мышлением, учителя, которые могут на практике обеспечить:
• вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса;
• практическую деятельностную направленность образования;
• завершение профессионального самоопределения учеников.
Педагог профильной школы должен овладеть методами организации проектной, поисково-исследовательской деятельности учащихся. Изучение профессиональных затруднений педагогов позволило сделать вывод о том, что введение профильного обучения в старшей школе зависит на данный момент от готовности учителя к качественным изменениям в своей профессиональной деятельности. К ним относятся:
1) освоение содержания предмета на профильном и базовом уровне;
2) использование разнообразных видов и форм деятельности на уроке и вне его: исследовательские и проектные работы учащихся, групповые и индивидуальные формы организации познавательной деятельности;
3) изменение системы внутришкольной оценки, овладение технологией накопительной оценки;
4)освоение методики организации занятий элективных курсов;
5) понимание сущности компетентностного подхода в обучении.
Другими словами, учитель должен постоянно самосовершенствоваться и саморазвиваться, овладевать новыми технологиями (в том числе и компьютерными) и методами работы.
Чтобы у каждого из нас были некоторые ориентиры в этом направлении, мы распечатали вспомогательные материалы. Часть из них мы раздадим каждому работающему в профильных классах, а часть будет у руководителей МО. Каждый сможет взять для ознакомления эти таблицы у своего руководителя МО.
Учитывая все вышесказанное, по-моему, вполне можно организовать учебный процесс так, чтобы каждый ученик развивал свои способности в выбранной им области деятельности или науки и получил необходимый минимум общего образования, т.е. избежать однобокости.
на главную
элективные курсы
урок-презентация по тригонометрии
параллельные плоскости - презентация
свойства параллельных плоскостей - презентация
|